Культура древней руси 10-16 века, типо маленького реферата,коротко и ясно пожалуйста)

  • 29-01-2007 01:19
  • Просмотры: 44
Ответы ( 1 )
Дарья Гришина
+1
29-01-2007 05:00

Особенности русской культуры X — XVI веков На протяжении IX — X веков развивалась и крепла Киев­ская Русь, ставшая не только политическим центром, но и крупным очагом русской культуры. Киев был средоточием русского ремесла и торговли, туда свозились восточные тка­ни, византийские изделия, предметы роскоши из Европы. Сов­ременники с восторгом пишут о богатстве и славе этого го­рода. На Киевской Руси пережитки отмиравших общинных и родовых отношений и патриархального рабства еще ужи­вались с новыми феодальными отношениями. Но последние брали верх, они определяли общий характер киевской куль­туры, достигшей своего наивысшего расцвета при князе Вла­димире (980 — 1015) и великом князе Ярославле (1019 — 1054). При Владимире, расширившем и упрочившем Киевское государство, Русь приняла христианство. Вначале Владимир попытался провести реформу языческой религии, собрав в единый пантеон славянских, восточных и финских богов. Но реформа эта не дала положительных результатов: Русь уже была окружена странами, принявшими монотеистическую[1] религию — христианство. Решающим толчком к утвержде­нию христианства на Руси явилось крещение князя Влади­мира. Отметим, что, анализируя этот период, историки вы­сказывают самые различные суждения по поводу места и вре­мени крещения князя /8/. Можно предположить, что это произошло в 988 году во время пребывания посольства ви­зантийского императора в Киеве. При «выборе вер», о котором красочно повествует летопи­сец, Владимир не случайно отдал предпочтение греческой вере — православию. Летописец, правда, делает особый ак­цент на эстетическую обрядность христианства. Послы Вла­димира, ознакомившись с особенностями богослужения в различных странах, были поражены пышностью византий­ской церковной службы. «Мы не знали, на земле ли мы или на небе», — с восторгом заявили они князю. Думается, од­нако, что главными были причины политического характера. Прежде всего, активную роль играла Византия, которая c помощью христианства хотела найти в Киевской Руси не только собрата по вере, но и союзника в борьбе с другими государствами. В свою очередь, Киевскому князю необходимо было сформировать новую религиозно-идеологическую основу укрепления государственности. Христианство прекрасно выполняло эту функцию. Мудрый властелин Киевской Руси Владимир не мог не видеть, что принятие христианств от южного соседа принципиально меняет представление о светской власти, и прежде всего — власти верховной. Владимира не могло не прельстить положение византийского императора: он считался священной особой, стоявшей на вершине иерархической лестницы1. Мало того, с принятием христианства Владимир выступает и «как государь своих поданных на земле», и как «их покровитель и заступник на небе». Христианство проникает на Русь различными путями, и не только из Царьграда. Из Болгарии, ближайшего соседа на юго-западе, шла к восточным славянам христианская проповедь, оттуда попали на Русь первые богослужебные книги. Но и при Владимире, упрочившем Киевское государство, и при Ярославе, завершившем государственную работу своего предшественника, у Древней Руси устанавливаются тесные связи именно с Византией. И дело не только в политике, но и в уровне культуры. Почему же так притягательна для Руси культура Византии? Академик Д. С. Лихачев отвечает на этот вопрос следующим образом. Известно, что переход от общинно-патриархальной формации к феодальной Руси совершился на огромной терри­тории очень быстро. Русь практически избежала стадии ра­бовладения. Отсутствие той или иной ступени исторического развития, считает Д. С. Лихачев, требует «компенсации», восполнения. Как правило, эту функцию выполняет культу­ра, идеология, «черпающие при таких обстоятельствах свои силы в опыте соседних народов» /9, с. 35/. Такой опыт Русь нашла в культуре Византии.

Похожие вопросы