что означало для человека средневековья отлучение от церкви?

  • 19-01-2007 13:16
  • Просмотры: 67
Ответы ( 1 )
Валик Антипенко
+1
19-01-2007 15:04

Как ни странно может показаться, но отлучение от церкви вовсе не наказание, как принято считать. Церковные наказания существуют сегодня и были во времена средневековья. Они остались без особых изменений. Но анафема никогда не относилась к наказаниям. Страшным церковным наказанием для средневекового человека, как и для современного христианина, может быть тяжелая длительная епитимья. Это правда. При известном допущении, очень страшным церковным наказанием для христианина будет недопущение к Таинствам Христовым. Но при чем здесь анафема? Какие у нас есть основания считать, что отлучение от церкви было именно наказанием, а не чем-то иным? Ровным счетом никаких. Отлучение от церкви средневекового человека, если мы посмотрим на текст анафемы, вовсе не похоже на наказание. Анафема ничего не запрещает, не ограничивает свободу или род занятий человека отлученного от церкви. Не накладывает на него никаких обязательств. Даже не сужает свободу высказываний или свободу изложения своих мыслей. В чем же мы видим тогда наказание для средневекового человека? Отлучение от церкви не объявлялось за некие грехи или поступки связанные с личной жизнью средневекового человека. Не имело карающего значения, но анафема объявлялась еретикам. Может быть для еретиков отлучение от церкви – это страшное наказание? И здесь нет. Еретиком считается человек не согласный с учением церкви и ее догматами, заявляющий о том, что он придерживается совершенно другой религиозной концепции, отрицающей ту, которая проповедуется церковью. То есть еретик не считает себя членом церкви, а видит ее взгляды на религию ошибочными и неправильными. Именно поэтому он добровольно выходит из той церкви, в которой был ранее и присоединяется к новой. Другой, более «правильной» по его мнению. Именно так происходит сегодня и точно так же происходило во времена средневековья.