В чём смысл включения стихотворения А.Блока «На железной дороге» в цикл «Родина»

    Все лирическое творчество Блока было поделено самим поэтом на три тома. Художник считал все свои стихотворение единым произведением, которое назвал «поэмой вочеловечения».
    Стихотворение «На железной дороге» было написано в 1910 году. Оно входит в третий том творчества Блока и является частью цикла «Родина». Этот цикл вобрал в себя все самое лучшее. В нем воплотились раздумья Блока о прошлом, настоящем и будущем России.
    Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, судеб России, особенностей национального самосознания.
    Стихотворение «На железной дороге» находится на стыке многих тем, мотивов, образов. Оно несет на себе «отпечаток» темы «страшного мира», также разрабатываемого Блоком в третьем томе своих стихов. Кроме того, это стихотворение перекликается с лирикой русских поэтов второй половины 19 века (произведениями Некрасова, например). Но ведущей в нем остается тема Родины.
    Известно, что Блок олицетворял Россию в образе женщины. В цикле «Родина» - это, прежде всего, женщина из народа. В стихотворении «На железной дороге» именно такая простая русская женщина и является центральной героиней. Ее описание дается уже в первой строфе, имеющей трагическое звучание:
    Под насыпью, во рву некошенном,
    Лежит и смотрит, как живая,
    В цветном платке, на косы брошенном,
    Красивая и молодая.
    Сравнение «как живая» вносит в стихотворение настроение тревоги, даже трагизма. Героиня мертва, или поэт хотел сказать что-то другое, прибегая к такому сравнению? Дальнейшее развитие произведения помогает понять авторский замысел.
    Перед нами разворачивается судьба крестьянской девушки. Она, красивая и молодая, живет мечтами о лучшей жизни, живет фантазиями и надеждами. Каждый день героиня ходит на железную дорогу смотреть на проносящиеся мимо поезда: «Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом».
    Для героини все это - олицетворение другой, красивой, легкой, счастливой жизни:
    Три ярких глаза набегающих -
    Нежней румянец, круче локон:
    Быть может, кто из проезжающих
    Посмотрит пристальней из окон...
    Но поезд и его пассажиры безучастно проносятся мимо, в свою жизнь, не обращая внимания на трепещущую девушку. Лишь один раз, упоминает поэт, какой-то гусар обратил внимание на деревенскую красавицу, улыбнулся ей и … пронесся мимо.
    Вся молодость, лучшие годы героини прошли в бесполезном ожидании. Сердце девушки омертвело, надорвалось в этом бесплодном ожидании счастья. Чем больше проходило времени, тем сильнее «дорожная, железная тоска» овладевала душой героини.
    В последнем четверостишии подведен итог, нарисован неутешительный финал жизни:
    … а ей – довольно:
    Любовью, грязью иль колесами
    Она раздавлена – всё больно.
    Это стихотворение представляет собой развернутую метафору, потому что судьба лирической героини – это и судьба России, на мой взгляд.
    Блок олицетворяет свою Родину с жизнью народа. Это несомненно. Поэтому поэт и сделал центральным образом своего стихотворения простую русскую женщину. Блок переживает, что ее судьба, как и жизнь многих ее подруг, проходят бесплодно, несчастливо, бессмысленно.
    Но так же, по мнению Блока, проносится и жизнь современной ему России. Железная дорога, на мой взгляд, - символ многозначный. С одной стороны, это цивилизация, наступающая на народную Русь, и уничтожающая ее самобытность. С другой стороны, - это равнодушные граждане, которым все равно, что будет с их страной и с их народом:
    Вставали сонные за стеклами
    И обводили ровным взглядом
    Платформу, сад с кустами блёклыми,
    Ее, жандарма с нею рядом...
    «На железной дороге» Блока имеет сильные переклички со стихотворением Некрасова «Тройка» и, отчасти, «Железная дорога». Оно является типичным для цикла «Родина».
    Образ России в этом стихотворном цикле сложен и неоднозначен. Ее прошлое овеяно славой и победами, настоящее смутно, грустно и даже, во многом, трагично, будущее – туманно, но поэт надеется на лучшее.

  • Просмотры: 476