Какие мотивы лирики М.Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени»

    М. Ю. Лермонтов — поэт поколения 30-х годов XIX века.
    “Очевидно, — писал Белинский, — что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества”.
    Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта, как М. Ю. Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества. И тема эта проходит через все творчество Лермонтова: с необычайной силой звучит она в лирике, в поэмах, в бессмертном романе “Герой нашего времени”.
    Связь “Героя нашего времени” с образами лирических произведений Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении “Дума”:

    Печально я гляжу на наше поколенье!
     Его грядущее - иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья иль сомненья,
     В бездействии состарится оно...

    В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его — Григорий Александрович Печорин — и является типичным представителем целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи.
    Об этом сам автор напишет в предисловии ко второму изданию своего романа:
    “Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии...”
    Какими чертами наделен герой времени 30-х годов?
    Он разочарован в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, “жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом”.
    Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического героя стихотворения “И скучно, и грустно...”. Он разочарован в любви. Так, увлечение черкешенкой Бэлой приводит к преждевременной нелепой ее смерти. Герой романа как бы восклицает:

    Любить - но кого же? — на время не стоит труда,
    А вечно любить невозможно...

    Григорий Печорин относится и к жизни как к игре, к глупой шутке (“И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг — такая пустая и глупая шутка”). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идет на испытание судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть в пучине моря (“фаталист”, “Тамань”).
    Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя.
    Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики поэта. Печорин в туманную ночь в “Тамани” видит вдалеке белеющий парус (“Парус”) вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с Богом (“Выхожу один я на дорогу.--”! “Когда волнуется желтеющая нива...”). Только вечная величественная природа успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей действительностью.
    Именно с этого момента Григорий Печорин мог бы воскликнуть:

    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу Бога.

  • Просмотры: 716