Cочинение «Николай Степанович Гумилёв. Избранные страницы творческого наследия»

Цель: Расширить представления учащихся о Серебряном веке русской поэзии; пробудить интерес к уникальной личности Н. С. Гумилёва; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус. Оборудование: Портрет Н. С. Гумилёва, тексты стихотворений, рм для работы в группах.

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве Н. С. Гумилёва; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; участвуют в аналитической работе в группах.

Форма проведения: Заседание литературного клуба.

ХОД УРОКА

I. Организационный Этап

II. Актуализация Опорных Знаний

Чтение наизусть несколькими учащимися стихотворений поэтов Серебряного века (См. домашнее задание предыдущего урока)


III. Постановка Цели И Задач Урока.

Мотивация Учебной Деятельности

Учитель. «что есть прекрасная жизнь, как не реализация вымыслов, созданных искусством? разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создаёт поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твёрдого камня высекают самые дивные статуи?» — говорил Н. Гумилёв.

Личность этого человека интересна и неординарна, биография — увлекательна. что касается его творчества, то кажется, что современниками его были не а. а. Блок и В. В. маяковский, а поэты предыдущих веков, поскольку его поэзия затрагивает темы, далёкие от современности: романтику путешествий, ветер дальних странствий, любовь, рыцарство и воинскую доблесть. Он как будто опоздал родиться и не спешил в будущее, оставаясь самим собой. Ему было хорошо в этом, созданном им самим, мире, потому и стихи его сюжетны и интересны романтикам и непоседам, влюблённым и мечтателям.

IV. Работа Над Темой Урока

1. вступительное слово учителя

— Поэт, переводчик, критик, один из основателей и крупней

ших представителей поэтического направления, названного акме

измом. Для Н. С. Гумилёва акмеизм открывал возможность вый

ти от изрядно обветшалой романтики книжного толка, которой

он отдал изрядную дань в стихах, собранных в его первых книгах

«Путь конквистадоров» (1905); «романтические цветы» (1908),

к действительности. Но не к повседнев

ной, обыденной — в мире, который от

крывался в его стихах, действительность

представала в существенно обновлённом

виде: крупные характеры, предельно на

пряжённое действие, накалённые стра

сти, яркие краски. Это стихи, где господ

ствует волевое начало, мужественный ро

мантизм, героический пафос, благодаря

которому границы жизни раздвигаются

за «скудные пределы естества»: не слу

чайно так влечёт поэта экзотика дальних

стран (прежде всего африка, где он бы

вал — и отнюдь не туристом), где необыч

ная, избыточная красочность находит Николай Гумилёв


Объективное, зримое воплощение. Но пора наивысшего расцвета поэтического дарования Н. С. Гумилёва была 3 августа 1921 года неожиданно и жестоко оборвана арестом по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. Следствие было недолгим: 24 августа поэту был вынесен смертный приговор, приведённый в исполнение на следующий же день. Нелепость обвинения была установлена впоследствии, послужив основанием для его реабилитации 20 сентября 1991 г.

2. выступление учащихся с «литературными визитками»

о жизни и творчестве н. С. Гумилёва

(См. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся по ходу слушания составляют тезисы.)

3. аналитическая работа с текстом стихотворения «Капитаны»

1) Выразительное чтение учителем стихотворения «Капитаны»

2) Аналитическая беседа

Š Как удалось поэту создать характер сильный, исключительный, героический? Š Найдите и выпишите в тетрадь трудные для понимания слова.

Словарь

Мальстрем — опасное течение (перешло в нарицательное из имени собственного).

Хартия — здесь: старинный документ.

Дерзостный — дерзкий, бросающий вызов.

Ботфорты — высокие сапоги с отворотами.

Брабантские манжеты — обшивки рукавов из брабантского (по имени провинции в Бельгии) кружева.

Фелуки — парусное судно.

Фрегат — военный корабль.

Базальт — вулканическая горная порода.

Š Какие чувства вызвало стихотворение? можно ли сказать, что

Это «красивое» стихотворение? Почему? Š Вспомнились ли вам ранее прочитанные произведения поэта?

Если да, то какие и почему? Š Каким предстаёт перед нами лирический герой стихотворения?

Назовите ключевые слова, через которые нам открывается этот

Человек.

3) Работа над поэтикой стихотворения (в группах)

Задание для 1-й группы. Какими приёмами поэт создаёт образ моря?


Задание для 2-й группы. Какими приёмами поэт создаёт образ корабля?

4) Проблемный вопрос

Š Почему героем своего стихотворения поэт выбирает героическую личность — капитана? Подкрепите рассуждения фактами биографии поэта, примерами из его произведений.

5) Обобщение учителя

— Поэт не придерживается стройного сюжета в рассказе о подвигах своего лирического героя: перед нами как бы мозаика, несколько ярких, необычных картин, эпизодов из «повседневной жизни» капитанов, что подчёркивает союз «или». Для поэта не так важно, какие именно опасности поджидают его лирического героя на избранном им дерзостном пути,— важно то, что они серьёзны, и то, как капитан встречает их. Ситуации, как бы случайно выбранные поэтом, изображают героя как исключительную личность, характер романтический — и в момент атаки «на вражьи фелуки», и в погоне за исполинскими китами, и во время бунта, когда капитан остаётся один на один с разъярённой командой посреди моря.

Главную роль в создании образа поэт отводит не только и не столько рассказу о подвигах своего героя, сколько портрету, эпитетам, метафорам, позволяющим изобразить и «безумствующее море», и «клочья пены», и капитана. Важно и сопоставление двух миров («пыль затерянных хартий» и «соль моря»), каждый из которых получает авторскую оценку. Важен и риторический вопрос в финале стихотворения («разве трусам даны эти руки?»), ответ на который не вызывает сомнения.

Экзотический морской пейзаж, на фоне которого Н. С. Гумилёв изображает своих героев, как бы подчёркивает исключительность, силу характера поэтического образа.

4. «в поэтическом салоне»: работа с текстами стихотворений н. С. Гумилёва по определению уровня читательского восприятия (в группах)

(Учащиеся знакомятся с текстами стихотворений, готовят ответы на вопросы РМ.)

Задание для 1-й группы. «Дон Жуан»

Š Форма стихотворения — сонет (какой — английский или итальянский?). что она даёт автору?

Š лирический герой этого стихотворения пытается примерить на себя образ Дон Жуана (повествование ведётся от первого лица), но в то же время концовка стихотворения рисует грустный итог жизни. Какова же мораль стихотворения?


Задание для 2-й группы. «Мои читатели»

♦ На сколько частей вы могли бы поделить это стихотворение?

♦ что является предметом гордости Гумилёва-поэта?

♦ Какой человек мог написать это стихотворение? чему в нём он учит своих читателей? Найдите и зачитайте ключевые строки.

Задание для 3-й группы. «Шестое чувство»

♦ О каком — ещё не рождённом — чувстве говорится в стихотворении?

♦ В чём видит автор стихотворения смысл и назначение поэзии, почему она, по его мнению, так нужна людям?

♦ Почему в стихотворении, где речь идёт об искусстве (красоте), столь обильно представлены образы грубо — вплоть до физио-логичности — материальные?

Задание для 4-й группы. «Заблудившийся трамвай»

♦ Каков смысл названия стихотворения?

♦ Охарактеризуйте время и пространство, в котором перемещается герой стихотворения. чем обусловлена неожиданность смены пространственно-временных границ?

♦ что вносится в стихотворение появлением образа машеньки?

♦ Как поэт решает здесь тему смерти?

Задание для 5-й группы (для учащихся с высоким уровнем учебных достижений). Исследовательская работаА. а. ахматова писала о своём образе в гумилёвских стихах: «Я так привыкла видеть себя в этих волшебных зеркалах и с головой гиены, и Евой, и лилит, и девочкой, влюблённой в дьявола, и царицей беззаконий, и живой, и мёртвой, но всегда чужой». Соотнесите эти слова а. а. ахматовой со стихотворениями Н. С. Гумилёва «Царица», «Из логова змиева», «Она».

V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока

1. обобщающая беседа

♦ Каковы образные средства выражения в поэзии Н. С. Гумилёва волевого, мужественного начала?

♦ Почему столь значительное место занимает в судьбе и поэзии Н. С. Гумилёва африка?

♦ Выделите и охарактеризуйте приметы романтического стиля в стихах.

2. Заключительное слово учителя

— В жизни и смерти Николая Степановича Гумилёва, в его стихах, взглядах, поступках, в его общественно-литературной деятельности и гражданском поведении нет ничего случайного. И быть не


Могло. Он сам строил свою судьбу, как строят дом, сам её складывал, как складывают книгу. Он, говоря иными словами, сам сделал себя таким, каким остался и в легендах, и в истории отечественной литературы. Он всё в себе подчинил Слову, всего себя отдал ему в бессрочное владение. И дальний отсвет этого Слова отразился на стихах по эта, повлиял на его счастливую, страдальческую, легендарную судьбу.

VI. Домашнее Задание

1. Индивидуальное задание. Интерпретировать понравившиеся стихотворения Н. С. Гумилёва или написать сочинение-миниатюру «мой Николай Гумилёв».

2. Опережающее задание (2-3 учащихся). Подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве а. а. Блока.

3. Подготовить выразительное чтение понравившихся стихотворений а. а. Блока (1-2 стихотврения).

  • Просмотры: 1592