Ответы: 1
Тёма Мостовой
2017-10-01 01:58
Предметом рассказа А. П. Чехова “Черный монах” является болезнь человеческой души. Это самое страшное, что может случиться с человеком, когда сама его сущность ненормальна, нездорова. Душевная болезнь всегда оставляет неизгладимые и незаживающие душевные раны. Человек уже не может жить по-прежнему. Чехов выписывает историю Андрея Васильевича Коврина до самой его смерти, как врач пишет историю болезни пациента. Коврин – молодой ученый, магистр-философ. В рассказе нет ни его портрета. Источник сведений о нем – реплики героев: “величина”, “ученый, необыкновенный человек”, сделавший “блестящую карьеру”, живущий “интересной жизнью”. Коврин «утомился и расстроил себе нервы» и приехал в места своего детства – имение своего «бывшего опекуна и воспитателя» садовода Песоцкого, живущего вместе с дочерью Таней. Главное в этом имении – сад и парк. И в первой главе рассказа дается не портрет Андрея Васильевича, а образ поместья. Это делает возможным предположение, что поместье – это символический образ Коврина, выросшего в этих местах, как будто воспитанным этим поместьем. Первая часть его – это сад, выращенный, как и сам Коврин, Егором Семеновичем Песоцким. Тут все поражает воображение: «причуды, изысканные уродства и издевательства над природой» и пресловутые «яблоки с голову» из коммерческого сада, приносящего доход в несколько тысяч. В этом саду «постоянное движение» и «черный, густой, едкий дым». Саду противопоставлен парк, «угрюмый и строгий», с «обрывистым, крутым» берегом, с корнями-лапами, с «нелюдимой» речной водой и жалобным писком куликов. Настроение в парке – «хоть садись и балладу пиши». Здесь нет той уродливой красоты и выгодности, но есть одухотворенность. Так и в Коврине: одна его часть – это что-то поэтическое, тайное, «нелюдимое»; а другая – это внешняя часть Коврина, которую видят все, это его способности, создавшие ему такую карьеру, что «лет через десять и рукой не достанешь». Эта часть Коврина и находится в постоянном движении – в неустанной работе. Едкий черный дым – это те зачатки гордости, самодовольства, которые оплетут его душу в будущем. В Борисовке расстроенные нервы Коврина только раздражаются еще больше – «он продолжал вести такую же нервную и беспокойную жизнь», «много говорил, пил вино, курил дорогие сигары», «слушал музыку и пение». И под впечатлением всего этого воображение Андрея создает «странную, ни с чем не сообразную» легенду о черном монахе. Этот сюжет про девушку, «больную воображением», будто предупреждает героя о возможности такой именно «болезни воображением». После этого в парке, на другом берегу реки – будто в душе Коврина и одновременно в другом, потустороннем мире (произошел переход – через реку) – происходит первое явление монаха. В этот момент все чувства Андрея Васильевича раздражены – «цветы издавали влажный, раздражающий запах», скрипка пела «человеческим голосом», ему кажется, что «весь мир притаился и ждет, чтобы он понял его». Образ явившегося монаха можно соотнести со всеми героями рассказа: «непокрытая голова» Коврина, седина старика Песоцкого, черные брови Тани. Скрещенные на груди руки напоминают наполеоновскую позу. Черный монах – это мания величия Коврина, а значит – гордость. Неслучайно его образ объединяет внешние черты «идейных» людей. В этом монахе есть нечто демоническое – это и акцент на его черноте, его явление, как вихрь или смерч, его странная улыбка – ласковая и лукавая, страшная бледность лица; вообще его образ напоминает демона и пушкинского стихотворения — и речи монаха вольют в его душу «хладный яд» самодовольства, гордости, ложного ощущения избранничества и гениальности. Но черный монах – это часть самого Коврина, это его больная душа.